Список казачьих частей на Дону 1700 года

1570 - 1710

03.01.1570 г. - Донским казакам пожалованы
Царские грамоты, в которых обещано жаловать их за службу. (ЗХ)
В августе 1670 года Войско Донских Казаков приведено к присяге на верность службы
Царю Алексею Михайловичу. (ЗХ)
03.02.1676 г. - Донские Казаки присягнули на верность Царь Федору Алексеевичу. (ПСЗРИ622)
03.05.1682 г. - Донские Казаки присягнули на верность Царь Петру Алексеевичу. (ПСЗРИ977)

Схема парадной одежды обер-офицеров и рядовых указанной войсковой части
   "Своеобразные условия жизни на Дону в XVI-XVIII вв., особен­ности характера и мировоззрения Донских казаков предопределили возникновение оригинальной культуры Донского казачества. Являясь частью русской культуры, она была наиболее открытой для тесного общения с соседними народами. Такому общению содействовало географическое соседство, разные формы военных и невоенных контактов, торговля. Влияние на казаков их тюркских соседей прояв­лялось и в одежде. Среди казаков было принято одеваться «по-татарски». В своей Истории о Донских казаках А. Ригельман отмечал в XVIII вв.: «Платья носят почти совсем Татарское, парчевое, штофное и суконное, кафтан и полукафтанье или бешмет, и штаны широкие, сапоги и шапка Черкесские, опоясываются кушаками».
   Однако разнообразие одежды Донских казаков отражало не только русскую и тюркскую культуру. Органически влились в казачество украинцы, поляки, литовцы, татары, выходцы из других народов. «Их одежда, уборы и оружие принадлежали разным племенам и народам. Собственно своих одежд долгое время у них (Донских казаков) не водилось. Русские, турецкие, черкесские и татарские одежды составляли их пестрый наряд, иногда по цветовой гамме и сочетанию вещей весьма и весьма странный». В силу географических условий и обстановки, характер донского костюма в XVI-XVIII вв. имел восточный отпечаток. Все платья ярких цветов из сукна, бархата и шелка, расшитые галунами и позументами. Вот как образно описывает их донской историк В.Д. Сухоруков: «...один яв­лялся в лазоревом атласном кафтане с частыми серебряными нашивками и жемчужным ожерельем; другой — в камчатном или бархатном полу­кафтане без рукавов и в темно-гвоз­дичном суконном зипуне, опушенном голубою каймою, с шелковою, гвоздичного цвета нашивкою; третий — в камчатном или бархатном кафтане с золотыми турецкими пуговками, с серебряными позлащенными застеж­ками и в лазоревом настрафильном зипуне. У всех шелковые турецкие кушаки, и на них булатные ножи с черенками рыбьего зуба в черных ножнах, оправленных серебром; красные или желтые сафьяновые сапоги и кунья шапка с бархатным верхом. Многие одевались в богатые турецкие, черкесские и калмыцкие платья, украшали себя оружием, оправленным с азиатской роскошью серебром и золотом под чернию».
   И. Краснов также отмечает, что «казаки, страстные к веселию, любили среди стечения народа пощеголять пышностию в одежде и роскошью убранства. Они носили бархатные и камлотовые кафтаны, опоясанные дорогими турецкими и персидскими кушаками и шалями».
   Живший в XVIII веке этнограф И.Г. Георги в своем «Описании всех обитающих в Российском государстве народов» так характеризует казачью одежду: «...все казаки одеваются на польский образец, или паче татарский и восточный, и в рассуждении цвета сукна, часто по произволению, боль­шею, однако ж, частию в кафтаны и полукафтанья синего цвета суконные, волосы стригут в кружок. На голове носят шапки с круглыми, из овчинок, высокими околышами. По кафтану подпоясываются рядовые сабельным опоясьем или же поясом камлотовым и других материй, но старшины сверх опоясья сабельного имеют шелковые персидские или польские поясы, сабли носят на полукафтанье. Некоторые а особливо рядовые имеют одни только усы, а некоторые и бороды. Носят суконные шаровары цвету красного или по произволению и полусапоги черного сафьяну или простой кожи, но старшины часто красные или желтые штаны такого же цвета, редко имеют черного. Шаровары у казаков походят на турецкие, только гораздо поуже, почти полушаровары».
   Польские пояса, о которых сообщает И.Г. Георги, — это знаменитые слуцкие пояса которые в большом количестве раскупались казаками. Длинные двусторонние, ткавшиеся из шелковых золотых и серебряных нитей, с красивым растительным орнаментом, по богатству выделки и красоте они не уступали восточным.
   Со старины глубокой одевались казаки во что попало, а главным образом в одежду, взятую в добычу. В праздники они наряжались в богатые азиатские или польские уборы. Однако военные походы были не единственным источником для приобретения красивых тканей и одежды. Закупали их казаки и в Москве. Московское правительство наряду с прочим жаловало казаков и сукном. Но его не хватало. Со временем казачки сами научились ткать тонкие сукна из овечьей шерсти. Домотканые платья казаки носили большей частью дома и в походах."
(Из статьи Логинова А.Н. Костюм донских казаков XVI—XVIII вв. // Вопросы гуманитарных наук. М., 2004. № 2. С. 338—340.)